По оценкам международных экспертов, приведённым на Всемирном форуме ООН по проблемам городов, из 2300 крупных поселений мира лишь 22 отвечают современным требованиям. В их числе нет ни одного российского мегаполиса. Между тем опыт планирования комплексного социально-экономического развития городов появился именно в нашей стране в советские годы, был на какое-то время забыт и сейчас вновь возвращается в Россию, обогащённый рыночным содержанием.
В связи с этим следует выделить ряд существенных, на наш взгляд, проблем, непосредственно воздействующих на уровень эффективности современной практикой планирования перспективного развития мегаполисов.
Во-первых, следует признать, что планирование развития крупных городов не может не затрагивать прилегающих к мегаполисам территорий, де-факто связанных с городами общей инфраструктурой, миграцией населения, проблемами экологии, необходимостью для мегаполиса развиваться. Достаточно не просто решаются эти вопросы на стыке интересов двух соседствующих субъектов Федерации - Москвы и Московской области, Петербурга и Ленинградской области. Поэтому всё более очевидной становится необходимость разработки совместных планов развития, а согласование позиций предпочтительно проводить ещё на дальних подступах к планам.
Обычно стратегические планы у нас не носят директивного характера, а скорее - это протокол о намерениях, концепция, одобренная органами власти. Между тем без правовых гарантий, утверждённых законодательными актами, субъекты рынка, инвесторы не будут идти на риск в реализации проектов. Для этого должно быть сформировано единое правовое поле на уровне государственной власти субъекта РФ и муниципального образования, а также, в идеале, обеспечено согласие всех политических сил.
Во-вторых, неотъемлемая черта стратегического планирования - его вариативность, учёт разнообразных политических, экономических и социальных факторов как внутри страны, так и вне её пределов. Должны быть установлены некие контрольные точки, от которых идёт разветвление сценариев и при достижении которых возможна коррекция принятых органами власти прежних решений.
В-третьих, при подготовке стратегических планов городов важно как можно полнее задействовать потенциал частного бизнеса в интересах развития мегаполиса. Стимулами этому может выступать предоставление налоговых льгот, субсидий и субвенций, бюджетных кредитов, причём не только на развитие городской инфраструктуры, но и для реализации других социально значимых для мегаполиса проектов, помогающих обеспечивать профессиональную занятость населения, решать проблемы образования, медицинского обслуживания, отдыха и развлечений. Эти направления в стратегическом планировании особенно важны с учётом начавшегося формирования в крупных городах зон раздельного проживания лиц с высокими доходами и районов городской бедноты с присущими им обостренными социальными проблемами. Если не принять их во внимание сегодня, то проблемы этих районов могут породить в перспективе социальные бури.
Читайте также:
Угольная
промышленность Грузии
Грузия, хотя в настоящее время не входит в СНГ, но до грузино-осетинского конфликта в 2008 году являлась членом содружества. Эксперты отмечают, что на территории Грузии имеется несколько месторождений угля, однако рентабельными сегодня является только Ткибули-Шаорское (запасы около 400 миллионов то ...
Российские евреи
Российские евреи играли важную роль в сионистском движении и в создании Израиля, а после 1970 года приняли значительное участие в развитии науки и хозяйства Израиля. Сегодня русскоязычные евреи составляют 1/4 часть от еврейского населения Израиля и 1/5 часть от всего населения страны. ...
Анализ развития потребительского района
В ближайшие годы России предстоит развернуть на своей территории полномасштабный контур инновационной экономики, предназначенный обеспечить глубокую интеграцию науки, образования и бизнеса. Общенациональная задача удвоения в среднесрочном периоде валового национального продукта может быть решена то ...