Общая позиция стран Индокитая по проблеме сохранения лесных ресурсов выражается в принятии лесной политики и введении запрета на вывоз необработанной древесины.[15]
Таиланд был первым в регионе, запретившим еще в 1977 г. экспорт необработанной древесины, а позже в 1989 г. – коммерческую лесоразработку в ответ на протесты общественности. Однако закон сохранял за компаниям, которые получили концессии до введения этого запрета, право на лесоразработки. Последние также разрешались в районах реализации различных проектов развития – строительства дорог, плотин. Предполагалось сократить процесс обезлесения на 11%, однако в действительности запрет на коммерческую лесоразработку привел к ее перемещению в соседние страны.
Вьетнам ввел запрет на экспорт необработанной древесины в 1991 году, а с 1992 года – на экспорт всей древесины с исключением для министерства сельского и лесного хозяйства, а также организаций, занимающихся реэкспортом древесины из Камбоджи в Таиланд. Однако закон зачастую не соблюдается – у местной администрации не хватает ресурсов и политической воли, чтобы его контролировать. Ситуация осложнена также отсутствием жесткого контроля со стороны центральной администрации за деятельностью лесозаготовительных компаний, которые в большинстве своем находятся в подчинении провинциальной власти. Во Вьетнаме центр контролирует лишь треть лесных территорий, т.е. не более 1,4 млн. га.
В Лаосе, подобно Вьетнаму, 72% добычи леса осуществляется на провинциальном уровне вне контроля центральной власти. В 1988 г. был введён запрет на экспорт необработанной древесины с целью оказания поддержки деревообрабатывающей промышленности, развитие которой, однако сдерживалось ее низкой конкурентоспособностью на мировом рынке. В итоге – распространилась нелегальная лесоразработка, и Лаос лишился значительной части своих валютных поступлений, а лесам был нанесен непоправимый урон.
В 1990 г. лаосские власти приступили к реализации программы приватизации лесной промышленности, а в 1991 г. запретили коммерческую добычу лесных ресурсов. Однако годом позже правительство отменило это решение, разрешив вырубку леса иностранным компаниям, включая таиландские. [17]
С 1993 г. Камбоджа пытается установить более жесткий контроль над лесозаготовками, запретив экспорт необработанной древесины, вопреки протестам красных кхмеров, которые лишаются важнейшего источника дохода. В 1995 г. принято постановление о введении моратория на лесоразработки и экспорт древесины, что однако не помешало двум премьер министрам заключить новые контракты без консультации с кабинетом. В то же время без сотрудничества с Таиландом по пресечению незаконного вывоза древесины из Камбоджи действие принимаемых постановлений ограничено.
Разработанные в некоторых странах Индокитая при содействии международных организаций национальные планы в сфере лесного хозяйства призваны решить две задачи (при явном упоре на первой) – развитие лесного хозяйства и сохранение лесных ресурсов. Ни в одном из национальных планов не предусматривалось сокращения коммерческих лесоразработок, которые однако должны осуществляться в устойчивом режиме с обязательным проведением лесовосстановительных работ и желательно на создаваемых плантациях. Пример Таиланда с развитием плантационного лесного хозяйства убедительно доказывает, что конечный результат зачастую расходится с поставленной целью.
Таиландский план 1990 г. предусматривал создание крупных эвкалиптовых плантаций на месте общественных земель, что вызвало волну протеста местного населения, увидевшего в этом проекте угрозу своему экономическому положению (утрачивается контроль над жизненно важными природными ресурсами) и опасность ухудшения экологической обстановки (нарушается гидробаланс, ограничивается доступ населения к водным ресурсам, снижается плодородие почв).[14]
Лаосский план действий в сфере лесного хозяйства предусматривал отвод 10% лесной территории под охраняемые зоны и впервые установил разрешительную норму вырубки – 280 тыс. куб. м. в год, которая однако была пересмотрена позже по рекомендации финской консультативной фирмы и определена в 400 тыс. куб. м. Методы лесосведения в Лаосе неэффективны и сопряжены с существенными потерями ценных пород древесины – не менее 10 млн. долл. в год. Посадки деревьев ограничены площадью 200–300 га в год, что несопоставимо с потерями лесных ресурсов.
Читайте также:
Экономико-географическая характеристика Китая
Страна занимает третье место в мире, по своим размерам (9560 тыс. кв. км) уступая лишь России и Канаде. Китай граничит с Россией на северо-востоке, Кореей – на востоке, Монголией – на севере, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном – на северо-западе, Афганистаном, Пакистаном, Индией, Непалом и Б ...
Уральская металлургия
В средине 90-х гг. на неё приходилась большая часть отечественной добычи марганцевых и хромитовых руд, около 1/5 - руд железных, около половины - чугуна, стали, готового проката и стальных труб, производимых в стране, а также большая часть ферросплавов, выплавляемых в России. Качественный профиль у ...
Бассейн Лены
Лена - одна из величайших и самых многоводных рек земного шара. По своей длине (4270 км) она занимает третье место среди рек России и десятое - среди рек мира. Годовой расход воды в устье составляет в среднем 15,5 тыс. м3/с, площадь бассейна 2478 тыс. км2, среднемноголетний объем стока 489 км3. Лен ...