Железнодорожный транспорт

География » Основы экономической географии » Железнодорожный транспорт

Страница 1

Железные дороги являются важными компонентами глобальной транспортной системы с использованием различных видов транспорта. Они эффективно перемещают гигантские количества товаров и огромное число пассажиров и служат дополнением, позволяющим связывать воедино перевозки по воде, земле и воздуху. Более того, современные технологии железных дорог обещают дальнейший рост их значения в будущие годы, так как пользователям транспорта по всему миру требуются более высокие скорости, надежность, грузоподъемность и эффективность.

Общая протяженность железнодорожных путей 47основных стран мира около 1,2 млн км, по которым перевозятся более 5 млрд. тонн. грузов, в том числе в загрансообщении — около 1,5 млрд. тонн.

Главная функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность — регулярность движения независимо от погоды и времени года. Однако различия в уровне развития железнодорожного транспорта по регионам и странам мира велики (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.).

Показатели работы железных дорог в наиболее развитых странах мира свидетельствуют о весьма умеренном росте перевозок. Темпы роста грузооборота за последние 25 лет составляли в среднем 2% ежегодно. Это существенно уступает темпам прироста на автомобильном транспорте. Наиболее резко данная тенденция проявляется в странах со сравнительно меньшей территорией (Западная Европа, Япония).

В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км).

Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км. По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции -65%, в Италии, Австрии и Испании — более 50%, в России - 43%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту - Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (192), ФРГ (60 млрд пассажиро-км). В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Источники озерных вод
Чтобы называться озерной, котловина, образованная одним из описанных выше способов, безусловно, должна хотя бы эпизодически заполняться водой, которая может попадать в озеро различными путями. Во многие крупные озера в гумидных регионах значительная часть воды может поступать непосредственно от атм ...

Фронты органических веществ в районах апвеллинга
По спутниковым снимкам с помощью программы Bilko3 были получены данные о концентрации хлорофилла в районах апвеллинга. В данной работе мы рассмотрим два района апвеллинга Орегонский и Канарский. Для Орегонского апвеллинга в его самый интенсивный период (конец июля) значения концентрации хлорофилла ...

Хозяйство
КНР - индустриально-аграрная социалистическая страна, развивающаяся в последнее время очень быстрыми темпами. Модернизация экономики идет разными темпами в разных регионах Китая. В Восточном Китае созданы специальные экономические зоны (СЭЗ), использующие свое выгодное приморское положение. Эта пол ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru