- знания и умения, в формировании которых география участвует наряду с другими школьными предметами;
- знания и умения, составляющие специфику самой географии и определяющие ее «персональный» вклад в общую культуру подрастающего поколения.
Рассмотрим сначала первую группу, которая включает три главные составные части.
Во-первых, это географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения школьников. География в школе всегда была и продолжает оставаться важной мировоззренческой дисциплиной. К ведущим идеям школьных курсов географии относят:
I. Идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке и ее частях:
- географическая оболочка – качественно своеобразная материальная целостная система взаимопроникающих и взаимодействующих геосфер; в ней все находится в движении, изменении, развитии; взаимодействие компонентов географической оболочки проявляется в обмене веществ и энергии;
- географическая оболочка неоднородна в своей структуре: каждая ее часть (зональные и азональные природные компоненты) имеет свои индивидуальные особенности и вместе с тем ей свойственны общие закономерности развития;
- географическая оболочка – саморазвивающаяся система, усложняющаяся в вещественном составе и процессах; ей свойственно изменение во времени и пространстве вследствие противоречивых воздействий внутриземных и внешних источников энергии.
II. Идеи, отражающие проявление законов диалектики в экономико-географической действительности:
- все элементы, составляющие хозяйство, все процессы, протекающие в нем, взаимосвязаны между собой;
- хозяйство – это система, находящаяся в постоянном развитии и характеризующаяся отмиранием старого и проявлением нового.
III. Идеи, охватывающие проблему «природа и общество»:
- человек как часть природы;
- природные условия Земли разнообразны, неодинаково их влияние на хозяйство разных ее территорий;
- роль природы, степень ее влияния на развитие и размещение хозяйства исторически меняются;
- человек как фактор, воздействующий на природу в процессе своей хозяйственной деятельности и ее изменяющий.
Читайте также:
Половозрастная структура
В стране рождается больше младенцев мужского пола (51,4 %), чем женского (48,6 %). К 35 годам соотношение полов выравнивается, а к 75 годам на каждую 1000 женщин приходится 670 мужчин. В среднем по стране на 1000 женщин приходится 976 мужчин. В возрастной группе 20-29 лет — 72,5 % еврейских мужчин ...
Промышленность
Общая особенность развития промышленности района в целом – его природо-, ресурсо-, энерго-, материало- и трудосберегающий характер, ориентированный на производство наукоемкой продукции, требующей высококвалифицированного труда. Размещение этой отрасли хозяйства отличается неравномерностью, обусловл ...
Природные условия и ресурсы
Австралия богата разнообразными полезными ископаемыми. Новые открытия минеральных руд, сделанные на континенте за последние 10-15 лет, выдвинули страну на одно из первых мест в мире по запасам и добыче таких полезных ископаемых, как железная руда, бокситы, свинцово-цинковые руды. Самые большие в Ав ...