Шесть малых и средних предприятий приходится в России на 1 тыс. жителей. Всего же на сегодняшний день в РФ зарегистрировано 880 тыс. малых предприятий. Более 50% работает в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, около 25% - в Москве. Слабо развит малый бизнес в Дальневосточном (4,8%), Уральском (6,7) и Южном (9,7) округах. 46% российских малых предприятий функционирует в торговле и общественном питании, около 14 – в строительстве, столько же в промышленности.1
Как видим, четверть субъектов малого бизнеса находится в Москве. Это понятно, с точки зрения того, что Москва – город столичный. Но большая часть населения страны живет не в Москве, а это около 90% населения России. Что же получается, в регионах не используют тот потенциал, который там имеется? Или в Москве люди мобильнее и им не чужды новизна, риск, стремление получать прибыль? К тому же надо учитывать, что Россия испокон веков была далеко не последней в сфере развития сельского хозяйства. Не будем вспоминать, как мы пытались перестроить природу, вспахивая неплодородные земли. И сегодня не зря многие потенциальные предприниматели думают о возвращении к традиционным российским видам предпринимательства: сельскому хозяйству, животноводству, производству молока.
Малый бизнес может развиваться в любой сфере и в любом регионе России, если у человека есть желание работать, заниматься своим делом, особенно, в том случае, когда он использует те природные ресурсы, которые есть в наличии в том или ином регионе. Большинство людей из-за трудностей нашей российской действительности живут за счет сбора, продажи ягод, грибов, плетения корзин, сбора и продажи урожая со своих садово-приусадебных участков и т.д. То есть берут то, что на поверхности. И таким образом, становятся представителями малого бизнеса. Возможно, что и незаметно для себя.
В Москве, которая тоже регион России, многое иначе. Скорее всего, из-за того, что Москва имеет столичный статус, здесь развиваются новые для России сферы деятельности, такие, как клининг (уборка), производство рекламных открыток и т.д.
Помимо этих необычных для России сфер бизнеса, в Москве пытаются развивать индустрию развлечений.
Особенностью развития индустрии развлечений в России является то, что в ней активно задействован малый бизнес. Привлекательность этого бизнеса заключается в довольно-таки быстрой окупаемости затрат. Развитие его сдерживается, видимо, из-за одинаковых для всех предпринимателей проблем: отношений с властью, ее нежеланием помочь бизнесу; извечного вопроса о земле; отсутствия грамотных управленцев; подбора и обучения персонала; обновления материальной базы; кредитной политики.
Да, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, хотя вряд ли, по всей России можно говорить о бурном развитии каких-то необычных видов деятельности.
Какие же прогнозы можно сделать относительно развития предпринимательства в целом по России?
Центральный экономический район располагает запасами минерального сырья, что создает благоприятные условия для развития здесь сети малых предприятий по выпуску строительных материалов, имеющих широкий и постоянный рынок сбыта. Это обусловлено высокой степенью плотностью населения и сохраняющимся дефицитом данной продукции на потребительском рынке. Наличие многочисленных производственных отходов (кожевенного, текстильного, трикотажного производства, полиэтиленовой пленки, крахмального производства, золы, макулатуры и т.д.) может стать сырьевой базой для создания в регионе новых малых и средних предприятий. Развитие малого предпринимательства в пищевой промышленности возможно в направлении производства мясных продуктов, молокопродуктов, а также выращивания рыбы.
Читайте также:
Практические примеры применения курса страноведения в школьной географии
Страноведческий курс географии «Страны мира» предназначен для учащихся 10 – 11 классов. В основе данного направления лежит концепция совершенствования содержания и структуры школьного географического образования, которая рассматривает курс школьной географии на основе комплексного страноведения. Не ...
Сельское население
Сельское население живет в основном в деревнях. Почти в каждой деревне имеется площадь, в центре которой обычно высится дерево-великан — сейба. Дома крестьян, как правило, глинобитные постройки, крытые черепицей или пальмовыми листьями. Пол — земляной или цементированный — покрыт циновками. У индей ...
Сила землетрясения
Землетрясение – это колебание земной поверхности при прохождении волн от подземного источника энергии. Место, где происходит разрыв горных пород, называется очагом землетрясения. Точка в глубине земли, где разрыв начинается, называется гипоцентром, а его вертикальная проекция на поверхность земли – ...