Регионализм в Бельгии

География » География Бельгии » Регионализм в Бельгии

Страница 2

16 декабря 1997г. министр внутренних дел фламандского правительства Л. Петерс издал циркуляр (№ ВА-97/92), получивший впоследствии название «циркуляр Петерса», который фактически отменил федеральный закон о «льготных коммунах» . С середины января 1998г. бельгийские франкофоны, включая премьеров правительств Французского сообщества и Валлонского региона, предпринимали официальные демарши с требованием отменить «циркуляр Петерса», противоречащий федеральному закону. Такое решение вынес Госсовет Бельгии, призванный урегулировать конфликты компетенцией между субъектами, а также субъектами и федеральным центром. Однако фламандское правительство проигнорировало рекомендацию Госсовета об аннулировании «циркуляра Петерса», обратившись в Арбитражный суд, который вынес «половинчатое решение», поскольку 12 судей Арбитражного суда (6 франкофонов и 6 фламандцев) «разошлись во мнении», строго в соответствии со своей культурно-лингвистической принадлежностью.

Мнения о целесообразности исполнения «циркуляра Петерса» разошлись и на уровне руководства «льготных коммун», часть которых решила его игнорировать, создав тем самым опасный прецедент «правого нигилизма». Основной спор между фламандцами и франкофонами по вопросу о правомочности «циркуляра Петерса» переместился в плоскость выяснения актуальности федерального закона о «льготных коммунах». В частности, фламандцы уверяют, что этот закон носил временный характер и преследовал цель дать возможность франкофонам фламандских коммун адаптироваться во «фламандской среде». Франкофоны же настаивают на том, что при принятии упомянутого закона ни о какой его «временности» не было и речи.

Молчание же федеральных властей, пытающихся разрешить спор в «третейском суде», в частности в Комиссии по правам человека Совета Европы, объясняется опасением разрастания «локального» межэтнического конфликта из-за «циркуляра Петерса» в общебельгийский, что может резко осложнить внутриполитическую ситуацию в стране за год до общефедеральных парламентских выборов, вплоть до правительственного кризиса, в котором не заинтересованы ни правительственные, ни оппозиционные партии.

Формально, конфликт носит сугубо локальный характер, что частично связано с несовершенством механизмов федеративного устройства бельгийского государства. Однако основная причина состоит в том, что фламандцы как сформировавшаяся «де факто» нация в лице своей политической элиты пытаются оформить этот статус «де юре», что, соответственно, вызывает сопротивление со стороны франкофонов Брюссельского столичного региона и Валлонии, предпочитающих оставаться бельгийцами.

О возможности очередной конституционной реформы. В Бельгии не вызывает сомнений неизбежность очередного (пятого) с 1970 г. этапа конституционной реформы, в ходе подготовки к общефедеральным парламентским выборам 13 июня 1999г. Реформа будет направлена на дальнейшее углубление регионализации страны, то есть расширение компетенций субъектов бельгийской федерации, ее трансформацию в конфедерацию.

Однако среди идеологов концепции федеративного устройства Бельгии, включая непосредственных разработчиков последних поправок (в 1992-93 гг.) к конституции, немало сторонников идеи восстановления равновесия компетенций между федеральным центром и субъектами, а также между самими субъектами. К ним, в частности, относится группа ученых расположенного во Фландрии Лувенского католического университета «Авенир» (будущее), которую возглавил один из «отцов» конституционных реформ в Бельгии, профессор Ф. Дельпере. Его последний проект поправок к конституции предполагает «двойное голосование» на региональном уровне. Это означает введение в нижнюю палату федерального парламента представителей Фландрии и Валлонии, которые будут избираться туда не по партийным, а исключительно по региональным спискам, что, по мнению автора идеи, содействовало бы укреплению взаимосвязи центра и регионов и одновременно позволило бы последним активнее отстаивать свои интересы на федеральном уровне.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Растительность Индокитая
На полуострове представлены почти все типы растительного покрова тропических широт — от влажных тропических лесов и мангровых зарослей до сухих саванн. Ширина полосы мангровой растительности вдоль низменных побережий Индокитая обычно не превышает 50-60 м. В этих зарослях встречаются пальма нипа и д ...

Задачи изучения уровня жизни
Важнейшая статистика уровня жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально – демократические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уро ...

История формирования и развития научно-производственных комплексов
Термин "наукоград" был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru