Страны Африки

Страница 6

Горнодобывающая промышленность размещена в Африке очень неравномерно. Большая часть ее продукции приходится на ЮАР, Конго, Замбию. На долю золота, урана, меди и алмазов падает 2/3 продукции горнодобывающей промышленности Африки. При этом в некоторых странах (Ливия, Алжир, ДР Конго, Либерия, ЮАР, Мавритания, Гвинея, Нигерия, Габон и др.) добывающая промышленность играет очень большую роль в экономике (и в валовом внутреннем продукте, и в экспорте). Вообще же минеральное сырье составляет более половины стоимости всего экспорта стран континента.

Обрабатывающая промышленность в большинстве стран Африки, как уже отмечалось, развита слабо, а структура ее весьма однобока: как правило, в африканских странах представлены несложные отрасли легкой, главным образом хлопчатобумажной и пищевой, промышленности. Эти отрасли в последние десятилетия развивались довольно быстро, а во многих странах из импортозамещающих превратились даже в экспортные, что расширило номенклатуру вывоза.

Только отдельные страны обладают заметным числом предприятий тяжелой промышленности – черной металлургии (в 1995 г. доля Африки в выплавке стали составляла лишь 2% мировой), машиностроения и др. Среди этих стран ЮАР, Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Нигерия, Гана и некоторые другие. Значительная медеплавильная промышленность имеется в Замбии, ДР Конго и еще нескольких государствах, производство алюминия (около 4% мирового в 1995 г.) – в Камеруне и Гане. В последние годы отдельные страны Африки экспортируют некоторые потребительские товары длительного пользования и промежуточные продукты (химическое сырье, металлическое литье и др.). В большинстве африканских стран сохранило важную роль ремесло – и многие жители еще широко используют в своем быту изделия местных ткачей, сапожников, гончаров, кузнецов.

Из отраслей химической промышленности более других развиты добыча и экспорт сырья для производства фосфорных удобрений (Марокко, Тунис, Бенин), производство минеральных удобрений (страны Северной Африки), нефтехимия (ЮАР, Египет).

В некоторых африканских странах заметную роль в хозяйстве играет заготовка леса, который в ряде случаев (Габон, ДР Конго, Камерун, Нигерия, Гана) идет на экспорт (для мебельной промышленности). В морях, омывающих Африку (особенно вдоль Западного побережья), ее реках и озерах добывают рыбу.

Многие африканские государства, особенно те, которые поставили задачу достижения экономической независимости посредством индустриализации, разработали программы промышленного развития, которые стараются осуществить. Несмотря на большие трудности, среди которых недостаток средств и кадров, во многих африканских странах создано немало новых промышленных предприятий тяжелой и легкой промышленности.

Экономическое развитие африканских стран зависит в немалой мере от энергетической базы, которая сейчас в большинстве государств слаба. На долю Африки приходится немногим более 2% электроэнергии, вырабатываемой в мире. При этом примерно '/3 часть электроэнергии получается на ГЭС.

Транспорт.

Африка занимает последнее место среди всех частей света по основным технико-экономическим показателям работы транспорта. Его современное состояние – результат общеисторической отсталости и длительного существования Африки в условиях колониализма. Развивая отдельные виды транспорта, колониальные державы исходили из своих военных, политических, экономических интересов. Слабое развитие транспорта, его уродливое размещение тормозили развитие внутреннего рынка, формирование общенационального рынка отдельных стран, способствовали консервации натурального и полунатурального хозяйства, отсталых социальных отношений. После получения независимости перед молодыми государствами возникла задача перестройки своего транспорта. В большинстве случаев железнодорожный, внутренний водный, а иногда и другие виды транспорта стали собственностью государства, и в ряде стран началось новое железнодорожное строительство, модернизация подвижного состава на железных дорогах, реках и озерах. Многие государства создали национальные авиакомпании, начали создавать свой морской флот. Однако в транспорте еще сильны позиции и иностранных монополий, и национального частного капитала, что находит свое отражение в конкурентной борьбе (например, находящегося в руках государства железнодорожного и принадлежащего частным компаниям автомобильного транспорта).

Размещение транспорта Африки, густота транспортной сети отличаются большой неравномерностью. Наибольшего, по африканским масштабам, развития достиг транспорт в ЮАР и в странах Магриба (за исключением их засушливых районов), что отражает общий уровень экономического развития этих стран. С другой стороны, многие районы Сахары, Намиба, Калахари, экваториальных и тропических лесов практически лишены транспорта. В Африке еще распространены перевозки вьюком (на верблюдах, ослах, мулах), переноска грузов носильщиками. Общая длина железных дорог в Африке – более 82 тыс. км, и по ним перевозится основная масса грузов и значительная часть пассажиров. Автомобильный транспорт, основной в перевозках пассажиров, по количеству грузов значительно уступает железнодорожному, но зато охватывает более обширные территории, тем самым способствуя дорожному строительству, стимулируя развитие товарно-денежных отношений, создание местных и региональных рынков, ослабляя племенную обособленность, Устанавливая более тесные межрайонные и межгосударственные связи. ° странах Африки, наряду со сравнительно небольшим числом автомобильных дорог с твердым покрытием, очень много грунтовых, часть которых непригодна для передвижения во влажный сезон.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Новий час
Після входження Уельсу до складу Англії і скасування Валлійської марки відбувається поступове руйнування традиційних порядків: валлійські дворяни переймають спосіб життя англійських сквайрів, багато валлійців переїздять до Лондона, де добиваються значних успіхів, як Джон Ді. Англійська мова замінює ...

Развитие науки в Бельгии
Высшее образование в Бельгии имеет старые традиции: первое высшее учебное заведение – Лувенский католический университет был создан в 1425 году по инициативе папы Мартина V и по указанию герцога брабантского Жана IV. В 1517 году Эразм Роттердамский основал также в Лувене Школу трех языков (иврита, ...

Рельеф и почвы
Основные элементы рельефа – широкие между речья и речные долины. На долю междуречных пространств приходится большая часть площади округа. Уклоны поверхности незначительны, сток выпадающих атмосферных осадков затруднен, поэтому междуречья сильно заболочены. На территории округа много озер, особенно ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru