Научные интересы Льва Семеновича Берга (1876-1950) были необычайно широки. В нем совмещались одновременно физико-географ и лимнолог, климатолог и почвовед, геоморфолог и палеогеограф, зоолог и историк географии, причем по всем направлениям своей научной деятельности он оставил капитальные труды. Но главным делом жизни Л.С. Берга было учение о географических зонах. Это учение он впервые излагал в курсе страноведения, который читал в Географическом институте. В своем докладе, посвященном предмету и задачам географии, еще в 1913 г. Л.С. Берг четко и ясно сказал, что "география есть наука о ландшафтах"1.
Андрей Александрович Григорьев (1883-1968) является создателем учения о географической оболочке. В 1932 г. он дал определение географической оболочки и указал, что она является предметом исследования географии. Представление о географической оболочке А.А. Григорьев обогатил концепцией физико-географического процесса. Познание процессов, протекающих в природе, позволяет разрабатывать прогнозы развития природы, в том числе под влиянием деятельности человека. Стремление к изучению процессов стимулировало развитие стационарных исследований и создание географических стационаров как академическими учреждениями (Курский, сибирские), так и вузами. Учение Григорьева о географической оболочке развивалось параллельно с учением В.И. Вернадского о биосфере.
Развитие географической науки и задачи хозяйственного освоения территории СССР предопределили потребность в районировании, в том числе и физико-географическом.
Крупной географической работой явилось "Естественноисторическое районирование СССР" (1947), состоявшее из карты и текстового описания (монографии).
Работа выполнялась по заданию правительства в СОПСе (Совете по изучению производительных сил) при АН СССР большим авторским коллективом под руководством академиков С.Г. Струмилина и Л.И. Прасолова. В дальнейшем физико-географическое районирование остается одной из важнейших проблем нашей науки.
Широкомасштабные межвузовские работы по физико-географическому районированию, охватившие практически всю территорию страны, проводились в 50-60-е годы при координирующей роли кафедры физической географии СССР Московского государственного университета (Н.А. Гвоздецкий). Вышла серия региональных работ по районированию. Итогом явилась коллективная монография "Физико-географическое районирование СССР" (1968) и настенная карта для высшей школы.
Достигнутые успехи в изучении природы и естественных ресурсов нашей страны закреплены в целой серии картографических произведений, прежде всего комплексных атласов. Опубликован "Большой советский атлас мира" (БСАМ) с большим количеством оригинальных карт. Первый том этого атласа вышел в 1937 г. В 1950-1953 гг. вышел трехтомный "Морской атлас", в котором обобщены материалы по природе морей, океанов и прилегающих к ним прибрежных участков суши; в 1974-1980 гг. — атлас океанов: "Тихий океан" (1974), "Атлантический и Индийский" (1977), "Северный Ледовитый океан" (1980). В 1964 г. опубликован комплексный "Физико-географический атлас мира" (ФГАМ), в третьем разделе которого помещены карты природы СССР. В этот атлас впервые были включены карты физико-географического районирования. В 1983 г. вышел в свет "Атлас СССР", состоящий из трех разделов: общегеографические карты, карты природы и социально-экономические карты. Издано много региональных атласов по отдельным областям и республикам.
В 60-х годах Издательство географической литературы выпустило 12-томную серию кратких описаний природы крупных частей территории СССР.
Почти в это же время (1963-1972 гг.) Институт географии подготовил 15-томную серию коллективных монографий "Природные условия и естественные ресурсы СССР", вышедших в издательстве "Наука". В каждом томе, посвященном отдельному региону, дается характеристика компонентов природы, природное районирование и комплексная характеристика выделенных районов, оценка природных ресурсов, обсуждаются основные комплексные проблемы их использования.
Читайте также:
Из истории представлений о природной целостности
С незапамятных времен в сознании людей укоренилось представление о целостности окружающего мира. Античные мыслители воспринимали его как великий порядок, именуемый Космосом, который противостоит разрушительной стихии хаоса. Одним из первых теоретиков единого, системно организованного космоса выступ ...
Развитие мегаполиса: проблемы и возможности
Мегалополис - крайне урбанизированная, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде высокоразвитых стран. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего в результате слияния более 35 поселений Аркадии. Более распространенное определение: Мегаполис (гр) - ...
Образование
В Венесуэле давно существует закон о бесплатном и обязательном начальном образовании, но до сих пор 25% населения старше 15 лет неграмотна, cотни тысяч детей остаются вне школы. Высшее образование трудящимся почти недоступно. Государственные расходы на образование составляют менее 5% национального ...