* двухцветные карточки по количеству учащихся в классе.
В начале урока класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание - исходя из наличия природных ресурсов (минеральных, лесных, земельных, агроклиматических) дать наиболее полную картину экономики страны. Результатом работы с атласом, учебником, справочной литературой является групповой отчет, в котором должны быть отражены природные ресурсы страны и продукция (сельскохозяйственная, промышленная), а также возможные виды экспортной продукции.
Выбор стран Никарагуа и Аргентины мотивирован тем, что это страны, имеющие сходные природные условия и ресурсы. В общей части курса “Экономическая и социальная география мира” (в географии отраслей мирового хозяйства) они неоднократно упоминались, как страны - экспортеры различных видов продукции.
Примерная форма отчета группы об экономике страны (например, Никарагуа), составленная на основе анализа карт атласа, текста и картограмм учебника.
Аргентина: площадь - 2275 тыс. км2
население – 12,5 млн. человек
плотность - около 12 чел/км2
Климатические пояса: тропический, субтропический, умеренный.
Земельные ресурсы: наибольшие площади-пастбища, пашни, леса.
Полезные ископаемые (возможная запись - условными знаками, химическими символами): нефть, газ, полиметаллы, железные, вольфрамовые, урановые руды.
Сельское хозяйство: животноводство (крупнорогатый скот, овцеводство); зерновые культуры (кукуруза, пшеница; масличные; плантации риса, хлопчатника, сахарного тростника, табака и т.п.
Промышленность: черная, цветная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая, электроэнергетика (АЭС, ТЭС, ГЭС), рыбная, пищевая легкая.
Экспорт: текстильное волокно, пшеница, кукуруза, продукция животноводства.
Отчет оценивается учителем географии по пятибалльной системе с учетом активности всех членов группы.
2-ой урок начинается с устного обсуждения отчетов. Учащиеся должны перечислить продукцию, которая является экспортной для рассматриваемых стран.
Вопрос учителя: “ Почему необходима международная торговля?” Отвечая на этот вопрос, учащиеся, по сути, самостоятельно дают определение абсолютного преимущества.
Страна обладает абсолютным преимуществом в производстве товара, если она производит его дешевле, с меньшими затратами ресурсов.
Учащимся предлагается выделить те товары, в производстве которых страны обладают абсолютным преимуществом. Например, Никарагуа- кофе, бананы, Аргентина- шерсть, зерно.
Наличие абсолютного преимущества объясняет причины торговли между странами, хозяйства которых различаются по природно-климатическим условиям.
Вопрос учителя: “Может ли товарообмен между странами быть взаимовыгодным даже в том случае, когда одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров?”.
Ответ на этот вопрос мы получаем, анализируя результаты игры “Остров”. (Необходимо отметить, что условия игры были адаптированы к материалу урока).
Поскольку игра только моделирует реальную ситуацию, то мы ограничимся двумя товарами.
Итак, производители Аргентины и Никарагуа производят два товара: зерно и шерсть. (Выбирая товары мы специально отошли от таких традиционных товаров, как кофе, бананы, т.к. ответ менее очевиден).
Читайте также:
Учение о
природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте
Александр Гумбольт указывал, что “природа есть единство во множестве, соединение разнообразного через форму и смешение, есть понятие естественных вещей и естественных сил как понятие живого целого”. А.Н. Краснов в 1895 г. сформировал идею о “географических сочетаниях явлений” или “географических ко ...
Корор. Палау
Город Корор расположен на северном побережье острова Корор. Этот город - густонаселенный центр и столица Палау - архипелага из около 200 островов, образовавших независимую республику в западной части Тихого Океана. В течение XIX и XY веков глобальные военные силы соперничали за контроль над стратег ...
Внешнеторговые перевозки
Приморско - приграничное положение Северо-Западного экономического района обусловливает широкие транспортно-экономические связи России с государствами дальнего зарубежья и Балтии через морские торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк) и сухопутные пересадочные пункты на границ ...