Экономико-географические следствия поляризации энергетического пространства России

География » Экономико-географические следствия поляризации энергетического пространства России

Страница 3

Еще одним важным следствием, вытекающим из анализа рисунка 1, является то, что между ОЭС Дальнего Востока и другими компонентами ЕЭС России отсутствует системная связь. Это чревато возможными негативными последствиями в случае ухудшения политической и социально-экономической ситуации в дальневосточных регионах страны. Так, связь между Объединенными энергосистемами Сибири и Дальнего Востока существует только в виде двух ответвлений (отпаек) от ЛЭП 220 кВ: 1) Читинская ТЭЦ-1 – подстанция (ПС) Холбон 220 кВ – вторичная сетевая отпайка от ПС Могоча 220 кВ – ПС Сковородино 500 кВ; 2) ПС Якурим 500 кВ – ПС Таксимо 220 кВ – Нюренгринская ГРЭС (ОЭС Дальнего Востока).

Таким образом, относительно структуры ЕЭС России можно говорить о наличии связной кольцевой топологии сети только применительно к ее европейскому сегменту в составе следующих объединенных энергосистем: Центр, Северо-Запад, Средняя Волга, Северный Кавказ и Урал. Однако и здесь существуют структурные и прямо вытекающие из этого топологические диспропорции. Об этом свидетельствуют результаты сравнительного анализа факторов развития энергосистем СССР и США, проведенного специалистами НИИПТ «Энергосетьпроект» в 1990 г. [28].

В СССР наблюдалось хроническое отставание темпов ввода системообразующих сетей от требований развития зональных энергосистем, а важнейшим фактором формирования конфигураций систем являлось размещение крупных электростанций, т.е. фактор концентрации производства, мощностей (централизация). Основной предпосылкой эффективности повышения единичной мощности станций выступало наличие развитой инфраструктуры для их строительства (районных баз строительной индустрии, жилых поселков с объектами соцкультбыта и др.). Трудности организации такой комплексной базы на «нулевой площадке» стимулировало рост единичной мощности электростанций в бывшем Советском Союзе, что оказывалось экономически выгодным и с точки зрения учета затрат на отчуждение земли и природоохранные мероприятия.

В США затраты на создание предварительной инфраструктуры минимальны, что позволяет в сжатые сроки развернуть стройку на любой новой площадке. Однако в Штатах высоки затраты на экологические мероприятия и на отчуждение земли, что резко повышает долю затрат на сетестроительные работы. Поэтому в США решение о строительстве новой станции часто оказывается более предпочтительным, чем сооружение сетей для получения электроэнергии из других энергосистем. В результате широкое распространение получила практика строительства средних по мощности электростанций с ограниченной зоной обслуживания сетью.

Отечественная практика наращивания единичной мощности электростанций привела к формированию разнополюсных энергосистем (избыточных / дефицитных). В настоящее время более 70 % из 69 региональных энергосистем России имеют более низкую мощность электростанций, чем максимум собственных нагрузок. В тех энергосистемах, где складывались благоприятные предпосылки для ввода новых мощностей электростанций, создавались избытки мощности, используемые дефицитными системами. Географическим следствием этого стал рост плеча «экономических расстояний» по транзиту электроэнергии и необходимость постоянного наращивания потенциала системообразующих сетей.

Соответственно чем выше объем и больше расстояние межрайонных перетоков электроэнергии между сегментами Единой энергосистемы России, тем выше вероятность возникновения ситуации несбалансированности энергосистем и, как следствие, системных сбоев по всей цепочке связанных отраслей и регионов (аварии, отключения, простои и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Электротехническая и электронная промышленность
Электротехническая и электронная промышленность США выпускает продукцию как промышленного, так и бытового назначения. Мировой рынок ЭВМ контролируют американские фирмы во главе с «Ай-Би-Эм» (IBM), на предприятиях которой в США и по всему миру занято свыше 300 тысяч человек. Однако по части бытовой ...

Центральная и Восточная Азия
В состав этого региона входят: Япония, Корея (КНДР и Южная Корея), Китай, Монголия, Гонконг (Сянган) и Аомынь (Макао). Гонконг и Аомынь - небольшие политически зависимые государства на побережье Южно-Китайского моря, статус которых определен: Сянган (владение Великобритании) перешел под суверенитет ...

Железнодорожный транспорт
Железные дороги являются важными компонентами глобальной транспортной системы с использованием различных видов транспорта. Они эффективно перемещают гигантские количества товаров и огромное число пассажиров и служат дополнением, позволяющим связывать воедино перевозки по воде, земле и воздуху. Боле ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.joingeo.ru